Ручной труд учителя ничем не заменить. Вы уверены?

Ручной труд учителя ничем не заменить.
Вы уверены?


Школьные догмы исчерпывают свой ресурс: сколько можно сокрушаться о том, что, покидая школу, молодой человек не подготовлен к жизни и вынужден тут же начинать переучиваться? Тогда что он делал долгие двенадцать лет? Постепенно в обществе созревает понимание того, что на место заскорузлых догм приходят здравый смысл, польза, новые мечты и свежий ветер перемен.

Что поделать – будущее уже наступило, причём, к сожалению, «на все мозоли»,и поставило диагноз: кругом столько техники (!), столько прогрессивных способов освоить знания и приобрести действительно нужные навыки, что диву даёшься – почему обучение в школах ведется по-старинке, как в девятнадцатом веке?


При этом взрослые люди для себя хотят, чтобы зубы им лечили на современной аппаратуре, в кино был звук – только «долби сарраунд», автомобили –надежные и быстрые, мебель в доме – удобная и симпатичная. И вот только школе не повезло: к ней взрослые люди не предъявляют никаких новых требований, хотя отдают «туда» самое дорогое, что у них есть – своё чадо, которое вырастет и с 80%-й вероятностью пополнит ряды безработных, бедных и неудачливых.


Для достижения новых целей нужна новая мотивация. Если этого не учитывать,учителя и родители по-прежнему будут недовольны своими детьми и несправедливо их ругать. А дети ни в чём не виноваты: им что говорят,то они и зубрят, даже если это совершенно бесполезно.


Чтобы надломить устаревшие стереотипы, вернемся к ручному труду лионских ткачей, о которых мы рассуждали несколько серий назад. То, что ониделали, называлось мануфактурой и уже не могло конкурировать по качеству и, особенно, по количеству с фабриками. История знает, что и другие отрасли всегда с трудом претерпевали болезненный переход о тручного труда к конвейерам. И не только в промышленности – до тракторный период был в сельском хозяйстве.


Однако нам с вами, уважаемые читатели, важно то, что этот ген прогресса неожиданно добрался и до гуманитарных отраслей, чего никто не ожидал:медицины, спорта и культуры. Это была очень нервная революция. В клинике Святослава Федорова лечение глаз было переведено с ручного излечения на «конвейер», чем он и его последователи безмерно гордятся до сих пор. А помните, сколько было споров и неприятия?


Дальше– больше! На конвейер перешел спорт (специальные системы тренировок,питания, финансирования, компьютерной графики, пиара, допинга,инфраструктуры). Даже такая гуманитарная отрасль, как культура незаметно трансформировалась в шоу-бизнес (на конвейер поставлено всё:костюмы, декорации, фонограммы, инструменты, аранжировки, аппаратура,инвестиции, реклама, продюсерство, раскрутка). Апофеозом развития культуры, несомненно, является словосочетание «Фабрика звезд».Оказалось, что само слово «конвейер» не есть синоним плохого качества.Даже – наоборот: то, что сделано индустриальным способом, выгодно отличается от «самопала». Теперь вундеркинды без взяток получают шанс проявить свои таланты, организаторы – тщательнее отобрать достойных,зрители – поучаствовать в селекции лучших. Из таких проектов через десять лет вырастут пугачевы и ротару. А иначе откуда им взяться?


Перейдём к производству. Вы можете себе представить, чтобы семь миллионов табуреток изготовливались вручную? А телевизоров? А костюмов?Естественно, нет. Почему? Потому что это – массовое производство,которое требует адекватного индустриального подхода. А мы хотим семьмиллионов учеников научить «вручную».


Вот это противоречие – одна из причин, почему в последние десятилетия даже очень богатые страны приходят в замешательство: денег на образование из их бюджетов тратится все больше, а толку от этого все меньше, зарплаты у учителей ниже, а неразберихи – больше. Теперь мы с вами, уважаемые читатели, знаем разгадку этого негативного явления. Если бы пару веков назад какая-нибудь мореплавательная страна всё больше и больше денег тратила на изготовление деревянных вёсел и обучение гребцов, управителей была бы точно такая же паника и неразбериха. И только когда были построены первые пароходы, стало очевидно, что столбовая дорога человечества пролегает по рельсам индустрии. И… перестали финансировать гребцов.


Ну, и,наконец, о «священной корове» – образовании. Как полноценная отрасль народного хозяйства, она осталась единственной и последней отраслью,где повально используется только ручной (горловой) труд. И безмерно от этого сама страдает. Она уже дошла до предельной кондиции и требует,чтобы её перевели на индустриальные рельсы. Она даже не требует, а стонет: не хватает учителей (и никогда их не будет хватать), компьютеры поставляются без программ (и учителя не знают – как ими пользоваться),никто никогда не ставил задачу: что именно выпускник по выходу из школы обязан уметь и иметь (кроме невнятных оценок).


Ответ прост: для индустриального подхода в образовании нужна система, така яже строгая, как у дорожных знаков, такая же четкая, как таблица Менделеева. Чтобы всем было ясно: что учить, как учить, на чьи средства учить и, главное, зачем учить? Потому что результаты этого колоссального труда должны быть предсказуемы. Отдавая на 12 лет своего ребенка, родители не должны получить обратно «неуча и неумеху».


Родители приходят в школы и не получают ответа на главные вопросы: мой ребенок –умный? Ему повезёт? Он хорошо устроится в жизни? Он соображает? У него хороший характер? Вы все для него сделаете? Вместо этого родители слышат, что он не выучил дат нашествия татаро-монгольского ига и не построил графики изохоры и изобары.


Вот здесь и кроется отличие хорошей школы от обычной. В хорошей школе не только дают ответы на действительно наиважнейшие вопросы, но и добиваются того, чтобы ваш ребенок стал обладателем всех этих качеств.


В. Спиваковский


Похожие статьи:
Комментарии к статье: