Машина для оценок

Машина для оценок


Машина для оценок

Сначала я училась в школе. У меня это получалось хорошо и даже отлично, поэтому каждая негативная оценка расстраивала до глубины души. Ведь я же знаю, знаю!!! Это я сегодня просто немного растерялась.

Потом я пошла учиться в педагогический университет. И в течение нескольких лет изнурительного изучения педагогического наследия начала понимать: иногда даже отличники заслуживают низких оценок. А «троечнику» можно поставить и «отлично», если заработает.

А потом я пошла преподавать. И тут во мне началась борьба всех законов-правил педагогического процесса и давних школьных понятий о справедливости учительских оценок. Вот смотрю я в глаза обиженного моей оценкой ученика – и вспоминаю себя, так же стоящую возле доски и ожидающую поблажки учителя.

Извечная проблема двух сторон медали преследует учителей. С одной стороны: четкие критерии оценивания знаний. Они, слава министерству образования, одинаковы для всех учеников: «черных», «белых» и даже «серо-буро-малиновых». Причем, прошу отметить, оцениваются не «активность на уроке», не «старание» или «поведение» ученика, а именно его знания. Согласно этим правилам, учитель должен быть строгой «машиной для оценок», беспристрастной и справедливой. В отличие от роботов-учителей в фантастических романах, в нашем ХХІ веке учителями пока еще, к сожалению (или счастью?), являются живые люди. Поэтому оценки, так или иначе, в значительной степени субъективны.

Мой знакомый учитель рисования ставит своим ученикам оценки «за старание». У него такое мнение: «Рисунок этого ученика может мне не нравиться. Но это же не значит, что он плохой! Этот рисунок может нравиться той девочке или той бабушке. Я вижу, что ребенок старался, рисовал с душой. Поэтому я без сомнений ставлю ему высокую оценку». Вы возразите, что рисование – это не алгебра. Абсолютно справедливое возражение. Но не будем забывать также, что в школе учатся не академики, а дети. Согласитесь, что каждый учитель идеально знает несколько «своих» предметов, а школьник должен знать каждый из этих предметов! Причем, каждый учитель мечтает (знаю по себе), что именно «его» предмет этот школьник будет знать идеально.

Плохая справедливая оценка от учителя «любимого» предмета способна снизить рвение и мотивацию к учебе даже у старательных учеников. А хорошая, но немного завышенная, оценка ученику-«балбесу» может подвигнуть его на дальнейшие успехи. Создание такой «ситуации успеха» – не просто педагогический прием, это мастерство и профессионализм учителя.

Пробовала я ставить завышенные оценки слабым ученикам. Таким, которые действительно, в силу своих прирожденных способностей, не могут «догнать» предмет. Не скажу, что они сразу начинали идеально учиться. Но активней стараться, «вникать» в предмет на уроке – начинали, это факт.

Бесспорно, что оценки должны соответствовать действительности и отображать реальные знания учеников. Конечно же, учителя должны быть справедливыми. Только справедливость – это не закон природы, а человеческая категория. А поэтому на учителей возлагается нелегкая задача – быть справедливыми педагогами и оценивать учеников мудро, соответственно каждой конкретной ситуации.

Анна Зайцева

Похожие статьи:
Комментарии к статье: