Кто должен решать?

Кто должен решать?

Френсис Бэкон в 16 веке изрёк, что знание – сила.

К сожалению, как мы видим, в 21 веке это не факт. Если бы знания были силой, наши замечательные, умнейшие люди, цвет нации: академики, профессора, учителя, изобретатели – сегодня были бы наверху положения! А они внизу. Увы, их знания или устарели, или пассивны. Они думали, что знания прилипают к коже, как загар. Но даже загар со временем сходит.

И общество по инерции продолжает плодить просто знаек. Это приводит к обесцениванию их носителей, всё чаще слышащих в свой адрес: «Ну и что, что ты знаешь? Ну и что, что ты умный и у тебя интеллект?».

В стране огромное число людей умных и знающих, а страну это не радует и не обогащает.

В чём же дело?

Кто должен решать, какие предметы изучать ребёнку: сам ребёнок, его родители, педагоги или чиновники?

Скорее всего, никто из них. Во-первых, неизвестно, какой именно бит информации потом может стать делом жизни. Во-вторых, в детях сильны протестные настроения, если взрослые им что-то назидательно навязывают. В-третьих, сами дети меняют свои предпочтения по три раза в году, пробуя то одно, то другое (и это правильно), не увязывая эти пробы с будущим.

Мы провели исследование, опросив более 1500 взрослых и учеников. Спрашивали: вы берёте на себя ответственность за будущее школьника, выбирая ему предметы? Утвердительно на вопрос ответили всего 9% педагогов, 25% родителей и 4% самих школьников.

В принципе, можно попробовать, и отдать его на «музыку», «физкультуру», «химию», «иноязыки», «историю» или «математику». Но скажет ли он вам за это «спасибо», когда вырастет.

Он может оказаться прекрасным математиком, но без работы. Или лингвистом с низкой зарплатой. Шанс стать высоко востребованным математиком или высокооплачиваемым переводчиком составляет 3%. А осознанный выбор «кем я хочу стать» начинается, как правило, увы, с 20 лет.

Так кто должен взять на себя ответственность за школьную программу – чему учить?


Владимир Спиваковский

Похожие статьи:
Комментарии к статье: