- КРАСОТА Прически Макияж Маникюр и педикюр Уход за лицом и телом
- ЗДОРОВЬЕ Правильное питание Диеты Фитнес дома Беременность Экстремальный спорт
- СЕМЬЯ Отношения Свадьба Воспитание детей Кулинария Любовь и секс
- РАЗВЛЕЧЕНИЯ Игры Видео приколы Новинки телефонов
- ДОМ Интерьер Рукоделие
- ОБРАЗОВАНИЕ Высшее образование Бизнес Курсы и тренинги Работа и карьера
- СЕРВИСЫ Фотошоп Фоторедактор Виртуальный салон красоты
Есть ли повод для тоста за тесты?
Мальчишки и девчонки, в этом году окончившие школу, а также их родители - первое поколение родителей, которым не придется платить взятки за поступление детей в университет, - могут, наконец, выдохнуть. Внешнее тестирование, которое вызывало у народа столько опасений, завершилось. Оказалось, что написать тесты - не самое сложное, гораздо сложнее - подсчитать результат.
Как сообщил министр образования и науки Иван Вакарчук, украинские дети достойно справились с тестами. Самых достойных оказалось пятеро - они получили 200 баллов по трем предметам. Недостойные - приблизительно по 9% на предмет - не осилили барьер из 124 баллов, т.е. получили двойки. Таких в вузы не возьмут.
Каким же образом количество правильных ответов превращается в баллы, по которым вузы и будут отбирать себе студентов? Как сказано на сайте Центра оценивания качества образования, на этот вопрос нет однозначного ответа.
Как ни странно, но выпускникам такая ситуация играет на руку. Если при традиционной системе поступления преподаватели университетов (которые задолго до экзаменов знали, кому из абитуриентов суждено стать студентами) изо всех сил занижали оценки, то система внешнего тестирования позволяет оценки завысить. Причем всем абитуриентам сразу. О такой возможности рассказал экс-министр образования, создатель украинской системы внешнего тестирования Станислав Николаенко: «Если смотреть по результатам прошлых годов, когда проводилось экспериментальное тестирование, то получить негативную оценку - меньше 124 баллов - должна была примерно 1/3 абитуриентов. В системе внешнего тестирования есть возможность повысить балл. Уже когда получены общие результаты, можно увеличить количество баллов за отдельные задания. Это делается не только в Украине, но и во многих других странах, чтобы университеты не пустовали».
Кому и зачем нужно завышать оценки выпускникам? Украинским вузам, которые славятся не столько высоким качеством образования, сколько сумасшедшим количеством студентов. В этом году вузы Украины готовы принять 660 тыс. студентов. Дальше - простая математика.
На тест по украинскому языку, без которого ни в один вуз не поступишь, пришло всего 450 тыс. абитуриентов. Вычитаем из них 9% двоечников, и остается чуть больше 400 тыс. Соответственно, 260 тыс. мест в вузах - лишние. Если же высчитать 30% из 450 тыс. абитуриентов, то пустовать будет более половины парт в высших учебных заведениях. И мест не бюджетных, а контрактных - которыми университеты питают свое существование.
В вузах особо не обольщаются относительно надежности внешнего «фильтра». Чиновники взялись за айсберг с верхушки, не затронув основание - школьное образование. Те же учебники, те же зарплаты учителей, то же отсутствие наглядных материалов. Поэтому ряд университетов пытается выбить для себя «привилегию» проводить дополнительные экзамены. Ректор Киево-Могилянской Академии Сергей Квит, например, заявил, что к ним идут самые лучшие студенты, поэтому набрать ребят только по результатам внешнего тестирования НаУКМА не сможет. «Могилянка» в этом году таки будет проводить для абитуриентов свои собственные тесты, как, собственно, и было в академии всегда. Министерство образования не возражает. Но тут есть риск перехитрить самого себя: если выпускник с отличным результатом тестов может без экзаменов поступить, к примеру, в Национальный университет им. Шевченко, то зачем ему идти писать тесты в ту же «Могилянку»? Возможно, после нынешней вступительной кампании многие мелкие вузы, закрыть которые не хватает смелости у Министерства образования, исчезнут сами собой. В этом и состоит главная прелесть внешнего тестирования: уже не абитуриенты зависят от университетов, а университеты от абитуриентов.
Но вернемся к тому, с чего начали, а именно: откуда же взялся такой прирост успешных выпускников, который еще год назад не наблюдался? Ведь, как уже говорилось, и учебники те же, и учителя прежние...