Как построить свой дом?

Интерьер | Просмотров: 1827 |

 

Как построить свой дом?

Еще недавно понятия «загородный дом» не существовало. За 15 лет оно стало реальностью, освоение которой у нас только начинается. Что становится ориентиром в море новых возможностей? Ситуацию комментирует архитектор Эдуард Забуга

 

Можно ли сегодня выделить какие-то тенденции в архитектуре загородных домов?

В последнее время количество желающих построить или реконструировать загородный дом постоянно увеличивается. Но клиентам, которые приходят в наше бюро, просто дом уже не нужен. Им нужно, чтобы дом соответствовал их индивидуальности.


Я думаю, что все архитектурные тенденции, которые существуют сегодня в мире, есть и в нашей стране. Современные технологии позволяют осуществить практически любую идею. Если проехать по лучшим дачным поселкам Подмосковья, можно увидеть примеры любого стиля и любого качества исполнения. Если бы у нас существовало понятие среднего класса с устоявшимся образом жизни, все было бы предельно ясно. Была бы уже годами отработанная типология, конструктивные решения. Но те заказчики, которые могут себе позволить заказать дом по индивидуальному проекту — это пока не средний класс, это богатые люди. А быть богатым, но заказывать типовое жилье для среднего класса, что у нас в основном и происходит, — смысла совершенно не имеет, если за те же деньги можно получить совершенно другое качество. Поэтому говорить о каких-то определенных стилистических тенденциях сейчас очень сложно. Гораздо более интересные процессы происходят в социально-понятийной плоскости. Думаю, будет выстроена очень жесткая система неких образцов, как в Японии или у нас до революции: если ты занимаешь некий ранг — тебе по чину положено то-то и то-то. Становится неприлично мимикрировать, нужно соответствовать своему статусу.

Иными словами, дом за городом — это утверждение социального ранга его обладателя?
Строительство загородного дома — это поиск статуса, попытка самоидентифицироваться и сказать: я другой, мне не по чину жить на Ленинском... С другой стороны, при нормальном экономическом развитии любое новое производство будет размещаться в ближайшем Подмосковье или областях, там меньше налоги, цены ниже. А для того чтобы существовало производство, нужны профессионалы высокого класса. Из Москвы они понемногу будут «вымываться», если у них появится возможность поселиться в своем домике на берегу озера.


 

 

Но, выехав за пределы мегаполиса, люди теряют привычный уровень комфорта, среду? У нас нет среднего класса, который бы создавал среду. Но очень много желающих приобрести эту среду. Создание загородных поселков, где человек чувствует себя комфортно, требует очень серьезных затрат. Однако и они не гарантируют, скажем, решения проблем коммунального снабжения — оно во многом будет зависеть от взаимоотношений с чиновниками, совершенно в этом не заинтересованными... Главное, сегодня все начинают понимать, что инфраструктура — это часть пафоса, тот уровень комфорта, за который платят деньги. Каким бы «элитным» ни назывался поселок, но если тебе нечего делать в своем доме, некуда пойти искупаться, сходить подышать воздухом, не с кем пообщаться, — получается, можно сказать, какая-то берлога. У нас должна сложиться современная инфраструктура, в больших поселках это сейчас и происходит, но пока лишь потому, что архитектор проявил инициативу и сказал: в поселке просто необходим бассейн, какое-то культурно-массовое заведение...

Итак, архитектор оказывает пока решающее влияние на формирование «средового подхода». Его массовое отсутствие и есть главное отличие нашей ситуации от зарубежной?
Да, там другое отношение к архитектуре и другое значение среды. Есть неписаные законы, и их надо соблюдать, чтобы не раздражать соседа. В каждом районе свои традиции — например, в таком-то районе построить что-то в авангардном стиле очень сложно.. Мне очень нравится позиция англичан. Есть такой анекдот про нового русского, который купил в Англии красивую рощу посреди лугов и решил там построить дом. А англичане говорят: «Нельзя там строить дом». «Почему? Это моя земля, я ее купил». «Понимаешь, коровы, которые пасутся на этом лугу последние сто лет, не привыкли видеть на этом участке дом». И я с таким подходом абсолютно согласен. У нас же все делается очень «изолированно», очень мало того, что можно было бы назвать культурой общения с пространством, с объемом, с домом. Очень часто бывает, что, приехав на только что купленный участок, ты видишь красивый ландшафт. А через год — попадаешь в лабиринт пятиметровых заборов, за которым стоит дом с великолепными фасадами и широкими, постояно зашторенными окнами. В итоге и виды, и простор — все оказалось самообманом. Но тогда надо было сразу проектировать замкнутый внутрь «арабский дом» с глухими стенами и внутренним двориком, или «японский дом», где внутри все ухожено, каждый камушек на своем месте. Чтобы, сидя у камина, можно было неторопясь созерцать красивую композицию внутреннего двора, хоть и всего на двадцати квадратных метрах, переживать те эмоции, на которые рассчитывал. Вот отсюда начинается архитектура — с точного понимания, кто у тебя соседи и ка ким образом дом будет развиваться.

Вопрос качества архитектуры связан с проблемами грамотной «социализации»?
Да, от успешности социализации зависит успех архитектуры. И чем больше архитектор будет учитывать эти факторы, тем больше он будет формировать адекватное понимание. Чтобы построить настоящий дом, грамотный архитектор должен думать хотя бы на пять лет вперед, представлять, что будет происходить с этим домом и с заказчиком в эти ближайшие пять лет. Построив дом, заказчик должен быть уверен, что всегда сможет его продать за те же деньги, что и были потрачены, или за чуть меньшую сумму, но ни в коем случае не потерять на этом половину. То есть само качество архитектуры должно быть таким, чтобы этот дом были готовы купить 10 клиентов, из которых найдется один, кто заплатит требуемую сумму. А не так чтобы впоследствии на миллион людей, возможно, нашелся бы некто, готовый его купить после каких-то переделок. С точки зрения инженерии дом должен также иметь возможность переналадки, например, замены одной модели котла на другую. В нем должны быть развитые технические помещения. Если же, строя дом, ты не можешь ответить на вопрос, что в течение этого времени будет происходить с тобой, будешь ли ты в нем жить или уедешь, — получается, что дом тебе не нужен. Тогда лучше снимать дом. Кстати, архитектура домов, сдаваемых в аренду, совсем иная. Это как бы архитетура мотелей с совершенно другим подходом к пространству. Там гораздо больше агрессивного дизайна, привлекающего внимание. Но это не твой Дом, не твой Очаг. В течение года тебя будут радовать Филипп Старк, какие-то новинки на кухне, потому что ты знаешь, что через год уедешь жить в хижину с чугунной плитой, которую нужно топить дровами, но это, возможно, будет исполне нием твоей мечты. По статистике американцы раз в два года переезжают, в связи с этой ситуацией можно говорить о всяких стилях... Иностранцы говорят: то, что у вас архитекторы занимаются интерьерами, у нас не принято, там это делают декораторы, изготавливая декорации к готовой «болванке», меняя одно сценическое пространство на другое... Но это не наш подход.


Чем для вас является проектирование и строительство загородного дома?
Для меня создание дома — это всегда со здание Очага, уникального Мира. Очень важно, как именно этот конкретный дом строится, как он растет, что с ним происходит. Мне всегда интересно, если выстраивается некая трехмерная живопись, какое-то состояние человека — при этом условии работа однозначно радостная, ради этого я и работаю. Приступая к созданию дома, сначала надо «вжиться» в участок, в само состояние дома, в ситуацию жизни на земле. Дом — это не квартира, у него совершенно другие взаимоотношения с природой, плюс наш климат, который надо обязательно учитывать. Например, наш климат и наш менталитет не предполагают балкона, потому что зимой он совершенно бесполезен. Сейчас в моде канадские и американские деревянные деки — их делают на высоте примерно полуметра над землей при выходе из столовой пли гостиной. Они прекрасно подошли к нашим условиям: люди начали получать удовольствие от ощущения открытого пространства, общения с природой под открытым небом...

Изменилось ли у людей понимание комфорта?
Как оно соотносится с проблемой функциональности?
К сожалению, о функциональности пока задумываются немногие. Решая архитектурные задачи, нужно четко понимать, как дом будет эксплуатироваться, как, например, будут меняться лампочки в двусветном зале или мыться огромные витражи. Должна быть инфраструктура обслуживания. Есть какие-то факторы, которые становят ся обязательными, какой бы ни была архитектура дома. Например, размеры подсобных помещений — реально они могут составить до половины площади всего дома. Или, если у состоятельного заказчика гараж в доме, то из него в кухню делают лифт-подъемник, чтобы не нужно было тащить тяжелые сумки с продуктами через весь дом... Практически во всех загородных домах сейчас есть бассейны. Человеку, скажем, нравится плавать перед работой — и большой красивый бассейн становится частью композиции интерьера дома, а не какой-то пристройкой, куда нужно бежать через весь участок. Нередко при строительстве соседи договариваются о «разделении ролей»: «Мы делаем бильярд, а вы делаете бассейн». То есть создается такой уютный микромир, где есть возможность общения.


Какой дом Вам было бы интересно сегодня построить?
Мне хочется сделать совершенно современный дом, но чтобы эта современность не была заметна. Чтобы по характеру, по ощущению у этого дома была история, то есть то, чего сегодня в нашей стране нет — нет истории, нет корней, нет прошлого. Мне интересно выстраивать дом как мир, но мне не интересен мир новодела. Интересно так сделать, чтобы дом был уместен именно в этом месте, чтобы он вступал в диалог с соседями и был каким-то образом интересен самому себе. Просто избу строить скучно. Можно же, например, построить дом, на первый взгляд совсем не похожий на избу, но потом ты понимаешь — по духу это изба, менталитет наш, такое я видел у бабушки, это из детства, из сказки русской народной. Если же говорить о чем-то конкретном, то ближе всего к этой идее деревянный хай-тек. Сейчас наше бюро работает над несколькими подобными проектами.

 


(голосов: 1)
подбери себе прическу онлайн
Похожие статьи:
Комментарии к статье: