Болванский процесс


Болванский процесс


(Часть первая)

Спиваковский фото

Владимир Спиваковский

Так никто до сих пор и не разобрался, как правильно произносить эту странную образовательную идею: Болонский процесс, проект, договор, соглашение, декларация, инициатива. Что само по себе уже подозрительно.

Пришло время разобраться, что из этого вышло за 12 лет.

Я съездил в Болонью: Там никто ни слухом, ни духом. Про нейлоновый плащ-болонью знают, собачкой-болонкой гордятся, даже слышали о киевском жилом массиве оБолонь.

Болонский университет, о котором все думают, что он является ядром этого звонкого проекта, безмерно страдает, отбиваясь от тысяч писем, запросов и посещений делегаций, в том числе, таких как я. Я сам испытал их раздражение. Я-то думал, они гордятся такой своей славой двигателя мирового образования. А они его стесняются! - Да причем тут мы!? - возмущаются профессора Болонского университета, отстаньте!

Вообще, надо знать истоки. 19 июня 1999 года в Болонье представителями 29 стран был оформлен договор (Болонская декларация) о том, как в Европе соединить разнородные стандарты образования, подобно тому, как они решили вопросы с общими границами и валютой.

Болонская декларация была предложена, во-первых, чтобы обогнать передовую американскую систему образования. Но как-то не учли, что ни одна декларация не заменит собой суть дела. Во-вторых, ленивым чиновникам хотелось облегчить сопоставление того, кто чему учился в разных странах. В частности, уж очень хотелось дисциплинировать ленивых итальянских студентов, привыкших «учиться» в вузе по 10-15 лет.

Бюрократы сидели-сидели, думали-думали, и на кончике пера вывели эти слова «Бакалавр» и «Магистр», считая, что эта фишка вызовет у всех восторг.

Теперь, по истечении 12 лет спросите хоть кого - у кого остался этот восторг?

Целью Болонской Декларации было (вдумайтесь!) создание общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, чтобы было удобно планировать одинаковые учебные планы и перемещаться в еврозоне.

Не качество образования, не умения, не компетенции, не прорывы!

Чего стоит только один пункт №3 этой декларации: «Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки студенческой мобильности (кредитов)». То есть главное - сухие баллы и мобильность студентов.

В 2010 году в Будапеште-Вене было радостно констатировано, что цель достигнута: создано общее европейское пространство высшего образования - облегчено трудоустройство людей при перемещении из страны в страну.

Вот это результат! У нас при совке труд строителей тоже оценивался по тому, сколько вырыто траншей и потрачено денег на заливку фундамента (нулевой цикл). И не было дела до того, как будет выглядеть само здание, и будет ли оно вообще построено.

Таким образом, из всего этого шумного болонского экстаза получилось такое же мертворожденное бумаготворчество, как язык эсперанто. Кстати, судьба эсперанто, кто знает, плачевна, его недавно уже не только официально отвергли, но и внесли в «табу трёх».

Больше в мире не принимаются к рассмотрению никакие проекты по усовершенствованию 1) вечного двигателя, 2) таблицы Менделеева и теперь - 3) всемирного универсального языка общения типа эсперанто.

Я объездил 86 стран, вникая достаточно глубоко в системы образования и влияние их на качество жизни. Так вот, сейчас лучшее образование в мире (высшее) в США, Англии, Канаде, Австралии, Сингапуре, ОАЭ, Гонконге. Кто-нибудь из них присоединился к Болонской системе? Нет! Тогда зачем мы равняемся на худшее?

К Болонскому процессу молодая и несмышленая Украина присоединилась только по политическим соображениям, чтобы её приняли в Европу. Не понимая того, что туда принимают совсем по другим критериям. Так что цель оказалась, как говорят математики, мнимая.

Если бы Болонский процесс продемонстрировал, что выпускники вузов теперь прекрасно образованы, получают высокооплачиваемую работу и обгоняют Америку и Азию, можно было бы хлопать в ладоши.

Но, увы. Ни нужных знаний, ни нормальной работы, ни приличных перспектив.

Что видно с высоты птичьего полёта? Высшее образование, как ворона на падаль, окунулось в ставший довольно грязным рефератный бизнес. Миллионы студентов косят эти рефераты пачками, превратив учёбу в клики «копировать-вставить», от которых могут появиться только мозоли на пальцах, но не извилины в обоих полушариях.

Посмотрите на рейтинги сайтов, посвященных образованию. Там первую сотню позиций оккупировали рефератные сайты, отупляющие любые умы, которые к ним обращаются, и обогащающие проходимцев, уловивших выгодную, хотя и нечестную, конъюнктуру.

Я был бы не я, если бы не имел ответа на вопрос «что делать?».

Но об этом в следующем обзоре.

Владимир Спиваковский

Продолжение. Вторая часть



Похожие статьи:
Комментарии к статье: