Мастерство Нелли Исупова

--- | Просмотров: 2476 |

Вначале был хаос. Увы, не первозданный, а куда более своенравный и менее управляемый – хаос огромной мастерской почившего в Бозе скульптора. Мастерская, как ей и положено, была туго набита традиционными гипсами, претенциозными мраморами, вычурной бронзой и разнообразным мотлохом, который незаметно накапливался годами, как-то умудрялся жить своей жизнью, а в конечном итоге создал иллюзию обжитого уюта (со сноской на богемную трактовку понятия). Когда все это стилевое разнообразие вывезли, оголилась неуклюжая беспомощность пространства. Батареи пустых, покрытых толстым слоем пыли бутылок, служивших единственным украшением роскошной тридцатиметровой террасы, завершали тоскливую картину и вызывали единственное желание: бежать, куда глаза глядят.

Работать в таких условиях было просто невозможно. Тогда, шесть лет назад, никому и в голову не забрела шальная мысль, что в этом жутком пространстве можно будет жить. Но, как говорится: «Глаза боятся, а руки делают». Особенно руки художника. Правда, далеко не каждый художник обладает талантом или, по крайней мере, желанием растринькивать свое драгоценное, предназначенное сотворению нетленных шедевров время на какие-то там бытовые мелочи.

 


Керамист Нелли Исупова и художник, и женщина чрезвычайно специфическая. И руки у нее особенные, и философия отношений с окружающей средой не такая, как у всех. Именно поэтому хватило у нее сил совладать с хаосом, победить его. Именно поэтому ужасное помещение, полученное шесть лет назад, постепенно, медленно, но неизбежно превратилось в такое, каким вы его можете видеть на страницах журнала. Именно поэтому дня не проходит без того, чтобы кто-то не пришел сюда в гости или по делам. Правда, и тот, кто пришел по делам, автоматически и безапелляционно оказывается гостем – такое вот магическое пространство. Многочисленные знакомые художники из разных стран, друзья различных профессий, поклонники творчества и женских чар, иностранцы-коллекционеры, журналисты разнообразных медиа – для всех у Нелли находится время, на всех хватает ее внимания и гостеприимности.

Знаю практически всех, не знаю ни одного, кому бы тут не понравилось, кто не захотел бы прийти сюда еще и еще. Не перестаю (да и не только я одна) удивляться: «Откуда черпает она сумасшедшую энергию, позволяющую так интенсивно жить?» Что гости! А постоянное посещение бесконечных выставок, спектаклей, концертов, тусовок, party? И, наконец, самое главное и самое важное в ее жизни – общение с глиной. Таинственный, интимный процесс рождения чего-то, чего еще никогда не было до сих пор. Когда и откуда все это берется? Знаю одно: тут, в этой мастерской, насквозь пропитанной Неллиными энергией, представлением о красоте, добре, гармонии, удобстве, пульсирует настоящая жизнь.

Теперь можно жить и радоваться, а ведь только на очереди в Союзе художников Нелли простояла двадцать(!) лет. Первую мастерскую она получила, еще когда работала на керамическом заводе в Василькове. Получив, сразу же осуществила свою давнюю мечту – переехала в Киев. Вместе с мужем и двумя сыновьями. Полуподвальное помещение много лет служило и спальней, и гостиной, и мастерской, причем для всех четверых. Нелли всегда была хорошей хозяйкой, буквально из ничего умудрившись сообразить уют. Я помню свое первое впечатление, хотя прошло более десяти лет. Это были удивление и восхищение. Сотворив удобный, уютный, стильный, веселый дом, сама Нелли работала в общих керамических мастерских - там у нее был отдельный стол.

Первым вылетел из гнезда старший сын Сергей. Он поступил в Эстонскую академию искусств. Таллинн стал вторым родным городом, а может, и первым по значению, потому что родной Киев, не дотянувшись, оттолкнул. Интереснейшая, уже готовая к экспонированию выставка была закрыта перепуганными музейщиками. Теперь Сергей живет и работает в Америке. Он входит в первую десятку художников-керамистов США.

Потом младший сын Илья решительно кинулся в самостоятельную жизнь. В неполные восемнадцать без знания языка он поехал в Англию. Два года парень набирался жизненного опыта, путешествуя по матушке Европе. За кров и харч рассчитывался рисунками. В отличие от брата сознательный выбор сделал в пользу Украины. Здесь у него красавица жена, двое очаровательных дочек и вполне определенное имя в художественной среде.

Когда в новую мастерскую переехала Нелли, в старой полноправным хозяином остался муж – известный киевский график Владимир Исупов. Вместе с другом, архитектором Виктором Цебряковым, они организовали оригинальное, интересное пространство.

Вернемся к главной теме нашего разговора. Я подозреваю, что, когда Нелли наконец получила долгожданную мастерскую и с замиранием сердца пришла на первое свидание, радость сменилась испугом. Но это была бы не она, если бы позволила себе опустить руки или сдаться. Первым шагом после вывезения мусора и очищения территории была установка печи. Это дало возможность не прерывать творчески-технологический процесс даже во время ремонта – состояния, которое обычно выбивает из привычного рабочего ритма.

Для того чтобы свести к минимуму передвижения между местом проживания и местом работы, нужно было свести вместе все необходимые бытовые функции. Пригодились консультации и советы прекрасного архитектора и друга семьи Виктора Цебрякова. Постепенно, в длительных разговорах и обсуждениях обыкновенное рабочее место трансформировалось в целый самодостаточный жилой комплекс в двух уровнях с автономной террасой под открытым небом. Изобретательное зонирование и грамотная организация пространства – область профессионального архитектора, но обустройство пространства – тоже задачка не из легких. Нелли Исупова справилась с ней как талантливый декоратор.

На деревянных полках, основном организующем элементе интерьера, выставлено все: работы художницы еще Васильковского периода – расписные вазы, кружки, тарелки; монохромные ажурные конструкции двадцатилетней давности; нежные фарфоровые звери, сделанные на Первом керамическом симпозиуме 1993 года; яркие персонажи, населяющие райские кущи, и сами цветы и деревья исуповского Эдема; последняя придумка художницы – коллекция керамических туфель, формам и расцветкам которых может позавидовать любой кутюрье. На стенах так называемой шпалерной развеской расположились подарки друзей художников, живопись и графика сыновей, любимые фотографии, свои же рисунки. Большое количество комнатных растений делает пространство живым, близким к природе. Интересна история их появления. На новоселье Нелли попросила своих многочисленных друзей не морочить себе голову, а просто принести в подарок по одному вазону. Теперь у нее есть настоящий «Зимний сад имени всех друзей». Всем впервые пришедшим Нелли любит его показывать и рассказывать, кто какой «фикус» принес.

Самое интересное и ценное в этом пространстве то, что процесс трансформации и усовершенствования происходит постоянно. Иногда минимальный: новую скатерть пошила, еще один «фикус» кто-то принес, терраса покрылась искусственной зеленой травой... Иногда изменения достаточно значительные: новые работы на рабочем столе, переоборудование кухни деревянными полками или монтирование более удобной лестницы на второй этаж. Перманентный творческий процесс – это стиль жизни известной украинской художницы Нелли Исуповой. Его невозможно приостановить или прервать. Утверждение касается всего, к чему прикасается специфическая женщина: будь то приготовление еды, выбор или шитье нарядов, активное обживание окружающего пространства. Когда-то муж сказал ей: «Сколько можно, сдавайся уже, успокойся!» На что она упрямо, но с веселой улыбкой ответила: «НИКОГДА!»

(голосов: 1)
Похожие статьи:
Комментарии к статье: