Музей Франческо Петрарки

Обо всем » Интересное | Просмотров: 4319 |



Один из самых живописных и, без сомнения, самый знаменитый в Евганейских холмах городок Арква-Петрарка находится в двадцати километрах от Падуи. Летом он утопает в зелени, осенью - в золоте.

В Арква немногое изменилось с Треченто: как и во времена Петрарки, палаццо и виллы за глухими каменными оградами скрывают ухоженные, полные цветов сады и тайны семистолетней давности. Вымощенные тракитом узкие улочки, на которых с трудом разминутся два автомобиля, создают впечатление немыслимой, абсолютной освоенности человеком этого места, кажутся цельно отлитыми вместе с домами, церквями то тут, то там выглядывающими из ниш фигурками святых. Готовая декорация для съемок исторических фильмов.

Есть у итальянцев удивительное свойство – реально приближенное, почти бытовое восприятие истории, особенно своей собственной. То ли по причине прекрасной сохранности ее памятников (от слова «память»?), то ли по фактической приближенности места действия, но события давно минувшие воспринимаются реально, почти ощутимо, а не как «преданья старины глубокой»: а история-то была! Так и в Арква. Вот дом Петрарки с садом viridarium, где он старательно сажал фруктовые деревца, разводил виноградную лозу и кустики розмарина, в саду потом играли его внуки (а он нигде и никогда не упомянул, даже вскользь, имя женщины (женщин?), родившей ему сына и дочь). Вот фонтан, по легенде построенный поэтом, вот маленькая часовенка Святой Троицы (Santissima Trinita'), куда он приходил молиться...


Петрарка переехал сюда из своего временного (почти всегда временного) пристанища в Падуе при дворе Каррарези в 1368 году, а в 1372-м вызвал из Павии дочь Франческу с мужем, детьми и челядью. Дом наполнился жизнью. Впервые за долгие годы скитаний поэт, «уставший от мира, уставший от людей, уставший от дел, уставший до крайности от самого себя», наконец-то обрел свой дом, свою семью. Он подводил итоги... «Что же нам теперь делать, брат? Вот уже почти все испытали, и никакого покоя. Когда его дождемся? Где будем искать? Время, как говорится, утекло между пальцев, наши былые надежды похоронены вместе с друзьями... Одно утешение: последуем и мы за теми, кого пропустили вперед»...


 

Франческо Петрарку нашли на рассвете 19 июля 1374 года, за день до его семидесятилетия, в его складном крес¬ле склонившимся (как говорит устойчивая легенда) над томиком любимого Вергилия... «Прощайте, друзья, прощайте, письма...»
По улице, круто спускающейся от дома поэта к церкви Сантата-Мария Ассунта, жарким июльским днем 1374 года его понесли на плечах в последний путь, поочередно смесь, шестнадцать докторов. Арква' не помнила такого столпотворения: весь цвет падуанской знати во главе с сеньором Падуи Франческо да Каррара, доктора и студенты университета, епископы, каноники и весь падуанский клер, просто почитатели и любопытные из окрестных поселений…
Расположенный в Верхней Арква, в сердце старого города, дом поэта немного изменился за семь веков. К основному двухэтажному каменному объему его последующими владельцами была добавлена элегантная лоджия с высокой лестницей, ведущая на второй этаж. В XVI веке интерьеры были богато декорированы росписями на темы из произведений Петрарки.
Хотя само здание и претерпело ряд реконструкций, когда смотришь через стрельчатые узкие окна наружу, на холмы на полную солнца долину, располосованную рядами виноградников, на убегающую дорогу в частоколе кипарисов, на сизо-голубые оливковые рощи на склонах, понимаешь, как мало изменило «быстро несущееся время» это место.
Дом Петрарки сменил после его смерти не одного хозяина. А с 1875 года, когда здание было передано его последним частным владельцем кардиналом Пьетро Сильвестри в дар городу Падуе, здесь размещается музей поэта. В его стенах до сих пор сохраняются оригинальные вещи Франческо Петрарки: его знаменитое складное кресло из темного бука в мавританском стиле, с резьбой на спинке и подлокотниках; библиотека поэта: кубический невысокий шкаф из бука на четыре отделения, с бронзовыми накладками, исколесивший за своим хозяином полмира и хранивший в себе его любимых латинских и греческих авторов, переписку, рукописи философских трудов и «поэтических безделок».
Есть в доме и еще одна забавная деталь - ниша с мумией кошки, якобы любимицы Петрарки. Ее появление, ско¬рее всего, можно отнести к XVI веку, когда домом владел Джироламо Габриэли. Ниша богато, по-барочному декори-рована и подписана стихами на латыни, надиктованными, вероятно, местным каноником Антонио Кваренги, в которых кошка говорит от первого лица:

Поэт тосканский двойной любовью горел:
Я была его первой страстью, Лаура второй.
Почему смеешься? Если она воплощала Божественную Красоту,
Меня достойной его любви сделала моя преданность;
И если Она дала святым стихам рифму и вдохновение, Я их защитила от прожорливых мышей...

С легендарным животным связана и еще одна забавная полудетективная история. Кошка стала такой знаменитой, что ее даже пытались выкрасть с «насиженного» места. Попытка оказалась неудачной благодаря бдительности местных крестьян. «В моей кошачьей груди, где хоть и нет уже души, живет верность былых времен». Кошка была возвращена в свою нишу - служить вечным стражем рукописей своего патрона.
Стены в доме покрыты темперными росписями на темы петрарковских произведений неизвестного автора. Выполнены они были по заказу Пьетро Паоло Вальдедзокко, владевшего домом с 1546 по 1556 год. Это живописные фризы - иллюстрации к «Книге песен» Петрарки, его «Африке», «Триумфам», посвящения поэту и поэзии. Есть комната Венеры, комната Видений, комната Клеопатры, посвящения Сафо и святой Лукреции. Великолепны по силе живописи отдельные сцены с животными, пейзажи, особенно портрет Петрарки. В то же время были украшены росписями и навершия каминов, достроена лоджетта и лестница на второй этаж, гармонично дополнившие общую картину. Все потолки на обоих этажах деревянные, расписанные водяными красками.
Кроме дома поэта, в Арква есть и другие места, связанные с его памятью. Под стенами приходской церкви Санта-Мария Ассунта (Вознесения Богородицы), где сливаются две дороги - из Эсте и Монселиче, находится Фонтан Петрарки, сооружение которого народная молва приписывает поэту. Якобы именно по его указанию были объединены вместе пять родников, а над ними построена арка. Латинская надпись во главе арки гласит:
Нумэ обитает в этом источнике:
Питает эту воду, испив которой Петрарка смог петь божественные рифмы.

Прохладный источник существовал давно, поставляя воду в поилки для домашнего скота и в специальные каналы для прачек. Петрарке он был особенно дорог, потому что в источниках Верхней Арква вода была теплой, а поэт, как известно из его же писем, предпочитал холодную родниковую воду даже вину.
Самое почитаемое место в Арква - это гробница великого поэта, установленная спустя шесть лет после его смерти на церковной площади зятем Франческуоло да Броссано «во имя нерасторжимых уз жизни, любви, родства, наследия, памяти». Саркофаг-ковчег вырублен из розового веронского мрамора по образцу римских и поставлен на четыре квадратные колонны. В нем и упокоены навеки «хладные кости Франческо Петрарки». Позднее, в XVI веке, на верхнюю крышку был помещен небольшой бронзовый бюст поэта.
Сила обаяния личности Петрарки, его поэтическая слава не умалились за долгие годы. В XV-XVI веках возникла мода на все петрарковское. Она привлекла сюда самые знатные семьи из Венеции и Падуи. Контарини, Кавалли, Бадоэр, Пизани, Борромео наперебой стремились строить здесь богатые загородные виллы, в месте, где закончил свои дни поэт. Так возникли виллы Контарини, Алесси, Малатести, Рова, прекрасный, некогда полностью покрытый росписями палаццо Пизани на центральной площади и дом Каллегари. Не только дворцы знати, но и многие дома более «простого происхождения» в той или иной мере связаны с важными событиями или с именами известных личностей, когда-то в них живших или гостивших. Дома, построенные из местного евганейского камня, создают ощущение особой «совместимости» с пейзажем.

Адольфо Каллегари, ученый и исследователь Евганейских холмов, долгие годы остававшийся хранителем музея Петрарки, в своем «Путеводителе по Арква» описал эту характерную особенность: «Хотя далеко не все действительно отличаются архитектурным совершением, но тут окошко, а там дверь; эта лоджия и та колонна отворяют ощущение разлитого в воздухе искусства и прошлого...»

Мода прошла, сменились поколения, ушли первые хозяева, за ними вторые, третьи... А дома и дворцы остается украшением городка, свидетельством его блестящего прошлого, навсегда изменив облик Арква, сделав его особенно красивым местом в Евганейских холмах.

 


(голосов: 1)
Похожие статьи:
Комментарии к статье: