Глаз разбегается!
Вот такие они, индиго, во взрослой жизни. Жаль, только скрывают – откуда что у них берется. Говорят, что сами не знают. Но я не очень в это верю – знают.
Малолетний Мариуц Эшер вдруг нарисовал квадратный круг (или наоборот). С тех пор всю жизнь он посвятил безумию мерностей и мутациям континуумов.
Работы Эшера рвут пространство, сминают изометрическую логику, смеются над измерениями. Они суть парадокс. Один довольно известный изобразитель так и называл их – «сны чужой вселенной».
Перед нами не оптические фокусы! Возможно – сатира на форму нашей реальности. Смотреть Эшера нужно осторожно – это дикие, но хрупкие иллюзии, которые выходят на запах воображения.
Одна из самых знаменитых невозможных фигур. Неизвестно, Эшер ли её изобрёл, но демонстрировал часто. Присмотритесь к кубу. Он 2,5-мерный и с удовольствием шалит гранями.
Перед нами символ творчества Эшера – «Водопад», он же «Вечный двигатель». Не спеша стекайте за водой, начав слева внизу. Не отвлекайтесь, не оглядывайтесь – и в конце пути поймёте, как работает этот агрегат. Вам понравится.
«Выше и ниже». На самом деле очень интересная вещь. Знамо, угол зрения стрекозы – 360 градусов. Никогда не задумывались, что же именно она в результате видит? Давайте попробуем подглядеть. Смотрим только нижнюю часть. Потом только верхнюю. Наконец – всё вместе.
«Другой мир». На этот раз Эшер любезно разместил нас на самом стыке измерений. Причём измерений мира, населённого какой-то жутковатой птичкой. Если вас не зацепило, задайтесь вопросом – а где находится точка обзора?
Ну и на десерт, может, самый изысканный Эшер – «Картинная галерея». Это пространственная рекурсия, извините за французский. Парубок пришёл в галерею и залюбовался картиной. Неожиданно он обнаруживает, что и сам уже в картине – и там смотрит её же…. И так до бесконечности! Это порой нелегко прочувствовать, но эффект изрядный. А белое пятно скрывает главную тайну пространства.
Виктор Осычнюк