Андрей Курков

 

Андрей Курков, желая того или нет, всегда удивлял людей. Сначала тем, что женился на англичанке Элизабэтт Шарп (в советское-то время!) и увез ее из Англии в родной Киев, затем писательской плодовитостью и распространеньем по планете - его издают во многих странах мира, - еще позже тем, что взял “под мышку” двоих собственных детей (второму не было и года) и смело отправился всей family в путешествие по Испании. Известный в Киеве человек, член английского “Пен-клуба”, член Европейской кино академии с 1997 года, в 1997 году был признан одним из трех лучших киносценаристов Европы, постоянный член жюри Европейского “Оскара”, член Союза писателей Украины, член Союза кинематографистов Украины, Лауреат премии Генриха Беля (немецкой), Лауреат премии “Ренессанс” (российской), первый из писателей СНГ, чьи книги попали в первую десятку бестселлеров в Швейцарии, Австрии, Германии, Франции.

- Андрей, кроме многочисленных киносценариев и литературы для взрослых, Вы немало написали и для детей. Когда появилась первая сказка?
- Почти все свои сказки я написал во время армейской службы в Одесской тюрьме! Я попал в армию в 25 лет, был старше своих офицеров и они не знали, что со мной делать. Официально я числился охранником, а неофициально по ночам писал доклады для командования. У меня там была своя печатная машинка, автомат Калашникова на случай ЧП на зоне, электрочайник, радио с короткой волной...

- Хорошо устроились!
- Неплохо. До утра писал сказки. Успел еще и несколько детских повестей сделать. А утром докладывал: “ Товарищ майор, Ваше задание выполнил. Разрешите отбиться!” И шел спать. Так что, с одной стороны, я благодарен Одесской тюрьме за все свои сказки, с другой - за замечательный жизненный опыт.

- В армии, если не удариться мыслями в приятное, - хана!? Мечтать, наверное, охота?..
- Мечтать? Вряд ли. Скорее, уйти в противоположный мир детства от абсурдности и жестокости взрослого. Когда я писал сказки, мне было все равно, где я нахожусь физически.

- И ощущение сладкое - как-будто в самоволку сходил и на “губу” не загремел!..
- Позже я заставил офицеров расплачиваться со мной увольнительными. Они действительно думали, что я до утра пишу доклады.

- Я их понимаю: когда им приходилось писать их собственноручно, не исключено, что они страдали над ними неделями...
- Утром я им говорил: “Разрешите отпустить в город!” Я тогда во время службы провел в Одессе дней 20-30. Даже умудрился выйти по увольнительной и провести свой авторский вечер в одном из одесских клубов. В то время я писал еще и “глумизмы” - стишки такие странные абсурдистские. А сказки.. Бог его знает!? Они на уровне дневников были. Чем-то личным.

- В них вошли какие-то детские впечатления?
- Нет. Все придумано, исключительно фантазии, никаких детских впечатлений.

- Вашу реальную жизнь, на мой взгляд, можно назвать фантастической - путешествия по миру, творческие встречи и здесь, и за рубежом. Какая тема последних поездок?
- Сейчас все творческие встречи посвящены выходу романа “Пикник на льду”. Такое произведение с элементами сюрреализма и черного юмора. В двух словах, - это история о журналисте Викторе, который по заказу главного редактора пишет некрологи. 
От Виктора ушла подруга (от него постоянно уходят женщины ) и тут он узнал, что киевский зоопарк из-за отсутствия денег раздает мелких животных населению, чтобы как-то прокормить своих питомцев. Виктор берет себе пингвина. Но он не знает, что у пингвина врожденный порок сердца. У самого же Виктора - депрессивный синдром. Их одиночества друг друга дополняют.

Там много чего странного происходит, иначе роман не попал бы в десятку европейских бестселлеров.

- Значит он уже известен зарубежному читателю? Какие они быстрые! О чем обычно спрашивают Вас иностранцы на творческих вечерах?
- Все вопросы, если о творчестве, то о романе. Часто спрашивают об Украине: как живется здесь? По этой книге очень многие открывают для себя Украину. Приходится им объяснять, что в романе изображена отнюдь не реалистическая картина. Абсурдные ситуации нашей жизни доведены до следующей стадии абсурдизации.

- Может быть, “реалистические картины” они не восприняли бы. А именно такая литература им понятна и приятна?
- Другой украинской литературы там просто нет. Моя книжка, по-моему, первая, если не считать Андруховича в переводе на английский или Оксану Забужко в переводе на венгерский.

- Нашумевшие “Польові дослідження в області українського сексу”?
- Да. Но это совсем другая литература. Специфическая! Моя из специфической более читабельна.

- Жанр “Петровича”?
- Это приключенческий роман в украинском духе о национализме, об отношениях русских и украинцев.

- После выхода романа “наци” Вам привет не передавали: у них ведь есть литературно-радарная служба!?
- Была одна смешная ситуация. Я знаю шапочно руководство УНА УНСО. Мне сообщили, что они читают роман и хотели бы со мной встретиться. Но потом, когда дочитали, видимо, перехотели. Персонажи этого романа, муж и жена - члены УНА УНСО. В конце романа муж становится депутатом Парламента. Типажи я списал с листовок, которые развешивала УНА УНСО. В английском переводе роман называется “Петрович”. У нас он вышел под названием “Добрый ангел смерти”. Несмотря на несколько положительных рецензий, роман всерьез не восприняли. Отчасти я, наверное, сам виноват. Я его с такой иронией писал!.. Даже трудно понять, где самоирония, а где ирония над темой. Собственно, таким я его и хотел сделать.

- Среди персонажей Ваших романов пока не встречались представители модельного бизнеса. Нехорошо как-то получается. Мы стараемся-стараемся, а Вы о нас не пишете, не замечаете...
- Дело в том, что мир моды я практически не знаю. Знаком только с несколькими людьми. А воображаемый мир, как писатель, я основываю на той информации, которая мне доступна, а также, на собственном жизненном опыте. Сам я модой интересовался больше, когда был студентом. Тогда одевался хорошо, ярко и отличался.

- Мне известно из “Комсомолки”, что на модных нарядах в студенческие годы Вы зарабатывали по 600 рублей в месяц.
- Да, правда. Ну это я такой бизнес придумал. Вычислил в каких комиссионках вещи стоят дешевле. Покупал и сразу же сдавал в дорогую комиссионку. На разницу жил.

- Кто-то подсказал?
- Да нет, сам придумал. Ходил и думал: на чем заработать денег? 40 рублей стипендии мне не хватало.

- Прошли годы и унесли с собой эти скучные мысли. И уже не Вы гоняетесь за деньгами, а они за Вами. И я гоняюсь за Вами, чтобы взять интервью... И не одна я... И на творческие встречи народ, не утративший потребность отслеживать новинки литературы, валит толпой и по престижным пригласительным билетам... А было время, когда вы с Лизой ютились в малометражной однокомнатной квартире без телефона на Троещине. Влияла ли на творческий процесс неустроенность?
- Ну конечно! Сначала человек стремится создать себе условия. Потом он эти условия должен использовать. У меня так получалось по жизни, что я все время готовил какую-то очередную порцию условий. Когда появились дети, возникла потребность купить машину. Поэтому я сначала купил гараж, а потом целый год не мог решить какую машину купить. Наконец купили новый фургончик “Форд”. Теперь и у машины есть условия. Мы всей семьей ездим либо на “фазенду”, либо в недальние путешествия, как , к примеру, недавно до Канева и обратно.

- Дети не донимают капризами? Они равноправные члены семьи, с поправкой на возраст, разумеется?

- Да, они равноправные и этим злоупотребляют. А если серьезно подумать, то поводы жаловаться на них просто смешные. Растут себе пока без особых проблем.

- Говорят, что Бог дает людям детей не в собственность, а только на воспитание...
- Воспитывать их не всегда легко...

- Как Вы планируете воспитывать собственных детей в ближайшие дни?
- Послезавтра всей семьей летим в Англию. Ради детей пойдем в поход. Соберутся все родственники с английской стороны - кузины и кузены (а их одинадцать!) и мы поедем на побережье на запад Англии. Будем жить в палатках. Дети будут развлекаться, а мы, взрослые, - следить, чтобы они чего-нибудь там себе не натворили.

- Ваша жизнь не тяжелая ноша для Вас - и поездок масса и детей маленьких двое, и встаете в 5 утра, и работаете много?..
- Да нет, живу с удовольствием. В принципе, всегда хотел жить с удоволь-ствием и радоваться жизни. Поэтому я стараюсь не находить поводов огорчаться, да их у меня и нет.
.


(голосов: 1)
Похожие статьи:
Комментарии к статье: