Для того чтобы прийти к максимальному счастью, нельзя идти к нему напролом. Оно убегает. Если стараться доставлять себе удовольствие, то счастье соскальзывает. Только если от него отвернуться (то есть, повернуться к себе лицом), оно тут же обращает на тебя внимание.
Что такое счастье – самый большой вопрос в истории человечества. Определений счастья всегда существовало слишком много. Еще в первом веке нашей эры один римский философ насчитал более 280 различных определений счастья. Общее в них было то, что все они пытались найти нечто объективное в жизни человека-достоинства или блага, которые позволяют быть счастливым.
Оказалось, что то, насколько человек чувствует себя счастливым, мало зависит от внешних обстоятельств, благоприятных условий и событий. Как говорил один замечательный психолог и писатель Андрей Гусев: «Умейте быть счастливы по месту прописки».
На 50% счастье зависит от общего склада человека. Есть тип людей, которые, чтобы с ними ни случилось, сохраняют позитивное отношение к жизни и чувствуют себя счастливыми. Это связано и с их наследственностью, и с установившимся темпераментом. Всего на 10% ощущение счастья зависит от благоприятных и неблагоприятных внешних обстоятельств. И на 40% от того, как человек сам распоряжается своей жизнью, отношениями с другими людьми, какие он ставит перед собой цели и насколько успешно их реализует. Так что в наших руках не так уж и мало.
Получается, что, чтобы быть счастливым, надо просто воспринимать свою жизнь как счастливую?
Если человек жалуется на то, как он несчастен, то, скорее всего, у него будет немного шансов, чтобы ситуацию улучшить. Его несчастье больше говорит о нем самом, чем о ситуации, в которой он находится.
А насколько счастье человека зависит от уровня его благосостояния?
В деньгах ли счастье? Этот вопрос ставился и в детских сказках, и в анекдотах, и в притчах, и в пословицах. Шолом Алейхем говорил: «не так с деньгами хорошо, как без денег плохо». После того как человек достигает такого уровня материального благополучия, при котором чувствует себя в жизни спокойно и комфортно, рост доходов уже мало сказывается на уровне счастья. Если сравнивать мультимиллионеров с людьми со средними доходами (проводились
и такие исследования), если они и счастливее среднего человека, то совсем ненамного.
Эта переломная точка в разных странах в целом соответствует уровню валового внутреннего продукта $8000 на человека в год. Так как Россия сегодня находится выше этой точки, то удвоение валового внутреннего продукта счастливее россиян не сделает.
Один из экспериментально установленных фактов: счастье не в деньгах, а в отношении к деньгам. Люди, для которых нет в жизни ничего существеннее денег, оказываются значимо менее счастливыми, чем люди с тем же уровнем благосостояния, но для которых есть в жизни вещи поважнее.
Что же тогда оказывается важнее?
Осмысленные цели, то есть цели, которые человек поставил себе сам, а не получил извне. И отношения с другими людьми. Почти всегда люди, которые находятся на высоких уровнях ощущения собственного счастья, имеют глубокие близкие отношения. Не случайно знаменитое определение из советского фильма звучит так: «счастье – это когда тебя понимают».
Счастьем называют то, чего каждому человеку не хватает, поэтому говорить о том, что люди стремятся к счастью, бессодержательно. Хороший обобщающий анализ сделал современный писатель и мыслитель Михаил Веллер в философском трактате «Все о жизни». Он показал, что счастье это разрыв, дельта между желаемым и действительным.
Ещё со времен Эзопа известен психологический механизм, показанный в его басне «Лиса и виноград». Лиса не могла дотянуться до винограда и в результате решила, что он слишком зелен. Это механизм обесценивания того, чего мы не можем достичь. Оказывается, что эта тактика больше присуща несчастным по жизни людям, лузерам.
Люди, ориентированные на счастье, чаще готовы признавать свои неудачи и учиться на собственных ошибках, сохраняют более широкий спектр целей и выборов для дальнейших действий. Поэтому для счастья важнее не то, что мы имеем или можем получить, а то, насколько осознанно мы умеем обращаться с собственными желаниями и гибко строить свои жизненные стратегии. При этом вряд ли полезно ограничивать себя одной только ценностью, стремиться к чему-то одному, какой бы благостной ни была эта идея. Главная проблема – избежать сужения горизонта и картины мира и сведения его в яркую сверкающую точку, которая гипнотизирует и лишает разума.
Можно ли сказать, что счастье – это идеал, который всегда маячит впереди, но не попадает в руки?
Давайте разберемся, что происходит в те моменты, когда мы испытываем счастье. Наиболее частая метафора на этот счет – метафора смерти. Счастье – это состояние блаженства. В этот момент хотелось бы умереть – ведь больше не к чему стремиться. В момент высшего счастья все останавливается и человеку больше ничего не хочется.
Получается, что осуществившееся счастье – неоднозначная штука, палка о двух концах. С одной стороны – момент наивысшего блаженства. С другой – жизнь в этой точке останавливается. Так что пусть уж лучше остаётся идеалом, тогда жизнь будет продолжаться.
Можно ли сравнить переживание счастья с нирваной?
- Состояние нирваны гораздо более определенно писано, чем счастье. Она достигается путём отказа от всех желаний, а счастье – путём исполнения всех желаний. В счастье человек на какое-то время приходит в состояние полной насыщенности и удовлетворенности. Нирвана же достигается не потому, что человек добился того, что хотел, а потому, что от всего отказался.
Получается, что счастье – это определённое эмоциональное состояние и его можно как-то поймать?
Идею о том, что нужно стремиться к счастью как к эмоциональному состоянию критиковал Ницше. Цель – это какой-то смысл, который мы находим вовне, например, в отношениях с другими людьми или в творчестве. А эмоциональное состояние это побочный результат осуществления нашего смысла.
Смысл оказывается важнее. С одной стороны, он помогает найти счастье, а с другой – обойтись без него, скомпенсировать ту ситуацию, когда из-за каких-то обстоятельств человек не может чувствовать себя счастливым. Высшее состояние сознания, когда слава – ничто, а счастье даже не нужно. Так что есть вещи и поважнее, чем счастье.
- Выходит, что счастье само по себе не может быть смыслом жизни и смысл стоит искать вовне. Что же такое в этом случае смысл?
- Смысл – это то, что связывает нашу жизнь с жизнью других людей, то, что связывает в нашей жизни прошлое, настоящее и будущее, связывает человека и окружающий его мир. Отсутствие смысла делает нашу жизнь одинокой, изолированной и фрагментарной. Все люди изначально направляют свою жизнь на достижение положительных эмоций и избегание отрицательных. Но не все приходят к открытию, что в жизни может быть смысл, который приносит удовлетворение. Например, попасть в мейнстрим.
Для того чтобы регулярно входить в состояние потока, нужно заниматься деятельностью, которая может полностью захватить.
- А что говорят исследования о связи счастья и наличия семьи, работы?
- С семьёй связи общего ощущения счастья очень сильные. При этом люди, формально состоящие в браке, но живущие раздельно – самые неблагополучные. А имеющие полноценные семьи – наиболее счастливые. Дети же, как оказалось, снижают уровень счастья, но повышают уровень смысла в семье – опять же оказывается, что не в переживаниях главное, а в чём-то другом. Что касается связи с работой, то необходимо различать внутреннюю мотивацию (когда человек делает что-то по собственному выбору) и внешнюю (когда человек реализует цели, заданные извне, к которым относятся деньги, карьера, слава). Оказывается, что люди, ориентированные на внешние цели, менее счастливы. Когда человек строит свой жизненный успех, игнорируя свою внутреннюю природу, ориентируясь на сравнение себя с другими, а не на свои внутренние желания, за это приходится платить немалую цену.
- Есть ли какие-либо связи счастья и здоровья?
- Исследования показывают, что люди более счастливые и удовлетворённые жизнью живут дольше, более здоровы и спортивны в старости. Они меньше болеют простудными заболеваниями, реже берут больничный. Счастье в этом смысле – не только приятная, но и весьма полезная вещь. Есть и обратная связь. Счастье связано только с общим самочувствием: если самоощущение человека нормальное, то этого достаточно для счастья.
- В начале нашей беседы вы говорили, что ощущение счастья во многом связано с темпераментом и даже генетикой человека. Можно ли развивать в себе те внутренние качества, которые позволяют воспринимать свою жизнь как более счастливую?
- Тренингов, которые помогают повысить ощущение своего счастья, много. Во-первых, надо фокусировать внимание на положительных сторонах своей жизни. К примеру, каждый вечер перед сном вспомнить какие-то позитивные события дня. Или, проснувшись, поставить себе несколько позитивных целей и заданий: что хорошего я должен сделать сегодня.
Другие тренинги основаны на благодарности: другим людям и самому себе. Когда ощущаешь, что есть за что сказать спасибо, то надо это сделать. И тогда оказывается, что положительные стороны жизни имеют гораздо больший вес, чем отрицательные.
Третий путь связан с фокусом внимания на других и созданием чего-либо для их блага. Люди, помогающие, например, при разборе завалов от землетрясений, ощущают себя невероятно счастливыми.
А вообще, лучший способ быть счастливым – считать на ночь все свои победы и умиротворенно засыпать.
Дмитрий Леонтьев